• 23 октября 2018, вторник
  • Москва, Лялин переулок, 24-26, стр. 2

Литературный Клуб "Русского пионера": 7-ой сезон

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

2005 дней назад
с 19:00 23 октября до 21:00 18 декабря 2018
Москва
Лялин переулок, 24-26, стр. 2

Все, что вы хотели знать о литературе, но не знали зачем. Мастер-классы, практические занятия, разбор ваших текстов. Успейте присоединиться — в группе всего 20 человек.

Мы рады объявить седьмой набор слушателей!

Занятия в Клубе доступны не только для наших читателей из Москвы. Участвовать можно и дистанционно.

У нас за плечами шесть сезонов Литклуба – сотни рассказов, эссе, заданий, обсуждений. Наши участники приходят на занятия, чтобы научиться лучше понимать литературу, попробовать свои силы в написании рассказов, узнать, а точнее, почувствовать – что же делает текст художественной литературой. Это самый важный вопрос, с которого начинается каждый новый сезон Литклуба. Как бы мастерски автор ни владел русским языком, сколько бы литературных курсов он ни закончил с отличием, сколько бы приемов, секретов и советов ни перенял у мастеров, если он не чувствует, что делает текст художественной литературой, его работы всегда будут графоманскими поделками – пусть и довольно умелыми. В них будут и яркие герои, и выписанные диалоги, и хорошо подмеченные детали. Но не будет главного – чего? Об этом мы и поговорим на наших встречах.

ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Практические занятия в нашем клубе построены по принципу Литературной мастерской. Все работы обсуждаются лично с мастером курса: вы можете задать любые вопросы, получить рекомендации профессионального писателя. 

 

ВЕДУЩИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА

Александр Кабаков − русский писатель и публицист, лауреат премии «Большая книга», Большой премии Аполлона Григорьева, обладатель приза «Проза года», Премии Ивана Бунина, финалист премии «Большая книга». Является автором таких известных произведений, как «Невозвращенец» и «Ударом на удар, или Подход Кристаповича». Первый роман был экранизирован, второе произведение легло в основу написания сценария фильма «Десять лет без права переписки». Мало кто знает о том, что в юности Александр Кабаков не думал о писательской карьере и занимался работой, далекой от публицистики. Вот лишь некоторые из его книг:

«Невозвращенец» 
«Ударом на удар, или Подход Кристаповича»
«Сочинитель»
«Последний герой»
«Все поправимо» («Большая премия Аполлона Григорьева» и премия «Большая книга»)
«Московские сказки» (премия «Ивана Бунина» и приз «Проза года»)
«Беглец» 
«Аксёнов» (в соавторстве с Евгением Поповым) 
«Старик и ангел»

Александр Снегирев — писатель, зам. главного редактор журнала "Дружба народов". Лауреат премии «Дебют» в номинации «Малая проза» (сборник рассказов «Выборы»). Роман «Вера» вошел в финал премии «Национальный бестселлер» и в 2015 году принес Александру Снегиреву премию «Русский Букер». Постоянный автор издательства "Эксмо" ( "Нефтяная Венера", "Тщеславие", "Чувство вины" и др.)

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ПРОШЛЫХ СЕЗОНОВ

Елена Ануфриева

Единственно верное слово на своём месте — так создаётся настоящий текст. 100 советов по написанию бестселлера — это не о нашем Литклубе. Интонирование у Пушкина, второй план у Бунина, сюжетная линия и описание главного героя у Толстого — темы наших занятий, обсуждений, а иногда и жарких споров. Вопрос «зачем учиться у великих, если до них невозможно дотянуться» с каждой встречей теряет свою актуальность. Мы же изучаем математику по доказанным теоремам, географию по сделанным открытиям. Так и в литературе – художественность текста открывается на лучших примерах.

Отдельная благодарность за выбор приглашённых писателей (Г. Яхина, А. Геласимов, О. Сироткин). К концу занятий весь тяжкий груз идеальных художественных примеров, интересных встреч с современниками и собственных разочарований позволяет написать что-то, может быть, не слишком художественное, но точно более качественное, чем предыдущие опусы. И главное — любое литературное произведение теперь раскрывается, как вино после курсов сомелье: мы чувствуем оттенки, интонации и наконец-то видим «слово».

Никита Савин 

Можете не писать – не пишите. Если не писать не получается – приходите в Литклуб. Александр Абрамович Кабаков расскажет, чего вы стоите на самом деле. Вы расстроитесь. Но начнёте думать и работать. Может быть, даже что-то получится. Единственная правильная школа писателя.

Екатерина Минина 

С детства хотела в литературу. Курсы, обещающие научить писать бестселлеры за 3 недели («или мы вернем вам деньги!»), я отмела сразу. Хотелось интеллектуальной нагрузки, не похожей на то, что я делаю в повседневной жизни: начать писать не посты для фейсбука, не письма или иронические заметки на полях, а грамотные тексты. Литературный клуб "Русского пионера" — правильное место для тех, кто не боится критики, сложных размышлений о фабуле в русской литературе и некоторой отрешенности от современного информационного шквала. Рекомендую тем, кто не планирует разбогатеть на бестселлерах, но хочет переосмыслить свое призвание.

ПРОГРАММА 7-го СЕЗОНА

23 октября (вт) — Вступительная лекция А. Кабакова «Литература и жизнь». Если литература не зеркало действительности, то что? Понять это или хотя бы приблизиться к пониманию нам необходимо, если мы решили посвятить этому загадочному предмету ближайшее время. 

В конце занятия - первое практическое задание от А. Кабакова: "Для начала — попытаемся подражать мастерству, как столяр сколачивает табуретку по образцу сколоченной мастером. К следующему занятию – рассказ в три-четыре тысячи знаков, как если бы его написал Чехов. Начнем с копирования, чтобы я узнал о ваших представлениях и возможностях…"

30 октября (вт) — Обсуждение рассказов участников. Лекция А. Кабакова «Персонажи и прототипы». Персонаж как идея, воплощенная в конкретных поступках и взглядах; прототипы как носители цензуры; персонажи как воплощения автора — "Анна Каренина" и "Театральный роман". В конце занятия — новое практическое задание. 

7 ноября (ср) — Встреча с Мариной Степновой. Поговорим о штампах — какие они бывают и как с ними бороться. 

13 ноября (вт) - Обсуждение рассказов участников. Лекция А. Кабакова  «Повествование и изображение». Образец текстов как повествований — пушкинские «Повести Белкина», как изображений — рассказы Бунина. Повествование как функция сюжета, изображение как способ создания атмосферы. В конце занятия — новое практическое задание. 

20 ноября (вт) — Встреча с приглашенным писателем.

27 ноября (вт) - Лекция А. Снегирева "Поэтическая краткость современного текста". Обсудим, почему не стоит игнорировать сетевую литературу, и как можно использовать фейсбук в своем литературном творчестве. 

А. Снегирев: "Литература — это не книги, это стихия, которая находит себе обличие под стать эпохе. Постараюсь дистанцироваться от любого чванства, которое свойственно серьезным писателям. Призываю вас не игнорировать социальные сети как платформу для «обкатывания» текстов".

4 декабря (вт) – Встреча с приглашенным писателем.

11 декабря (вт) -  Занятие с А. Снегиревым. Обсуждение работ участников.

18 декабря (вт) — Итоговое занятие с А. Кабаковым, подведение итогов. Обсуждение финальных рассказов. Лекция «Стиль»: качество текста, делающее текст художественным, независимо от других качеств; стиль – основа и повествования, и изображения; невозможно произвольно создавать текст и придавать ему те или иные качества. Отношения между стилем и личностью автора; тождественность стиля и личности.

БОНУС. Всем новым участникам мы покажем пять видеоуроков (запись лекций Александра Кабакова из архива 5-го сезона). 

1-ый урок – ИДЕЯ, ФАБУЛА, СЮЖЕТ

Прежде, чем предложить читателю очередное сочинение, писатель должен удостовериться, что ему известны ответы на первые три вопроса литературы. Что такое идея, фабула и сюжет. Если бы каждый автор ответил для себя на эти вопросы, тысячи графоманских текстов просто не появились бы на свет. Он бы взял паузу и задал себе главный вопрос – зачем я собираюсь сейчас это написать?

2-ой урок – ГЕРОИ и ПЕРСОНАЖИ

Если есть идея, намечены фабула и сюжет, то нужны герои, которые будут двигать нашу историю вперед, и нужны рядовые жители текста — персонажи. С героями не поспоришь — очень часто они начинают жить своей жизнью. Другое дело персонажи — это более или менее предсказуемые и управляемые обитатели писательской фантазии. Познакомимся и с первыми, и со вторыми, и научимся с ними обращаться.

3-ий урок — АВТОРСКИЕ ОПИСАНИЯ. МОНОЛОГИ и ДИАЛОГИ

Создавая этот самоучитель изготовления рассказов, мы согласились, что главный исходный материал этой продукции  — идея, фабула и сюжет. Вот мы придумали героев и персонажей, оснастили их характерами и даже психологией, внушили им идеи – наши, конечно, других у нас нет. А дальше что? Рассадили их по стульям и ждем, что будет, откуда возьмется художественное произведение? Если все они называются действующими лицами, они должны совершать действия. Вопрос в том, каким именно образом можно сложить слова, чтобы из них получились действия? 

4-ый урок - ФОН

Все же чего-то не хватает для настоящего литературного произведения. Наши герои, не говоря уж о персонажах, размещаются где-то в безвоздушном пространстве, в дальнем космосе, но и об этом ничего не сказано прямо. Они живут нигде. А нигде человек – включая литературного героя и персонажа – жить не может. Ведь литература – это не описание нашего мира и населяющих его людей, а самостоятельный, отдельный мир, параллельный тому, где мы сегодня проснулись. Вот и вывод, если угодно: чтобы текст ожил, кроме героев и персонажей нужен фон. И неплохо, чтобы в этом фоне были детали, вызывающие к этому фону доверие.

5-ый урок - КОНФЛИКТ

Идея произведения не может быть изложена прямо и односложно – это получится не литературное произведение, а служебная записка. В литературе идея вырастает внутри текста, как вырастает трава в прополотом розарии – в спорах и склоках героев и других действующих лиц, в осмысленных авторских описаниях. И, даже страшно сказать – в литературном произведении может проклюнуться не одна, а две или три идеи…

ПЛЮС Лекция Андрея Геласимова (из 6-го сезона) «Экспозиция текста — жанр, герой, основная тема»: каким образом экспонируются эти элементы на старте произведения. Проще говоря — как начать?

МАСТЕР-КЛАССЫ ПРИГЛАШЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

В каждом сезоне мы приглашаем нескольких писателей с мастер-классами. У нас были издатель Елена Шубина, писатели Дмитрий Быков, Алексей Варламов, Владислав Отрошенко, Евгений Попов, Людмила Сараскина, Александр Снегирев, Петр Алешковский, Ольга Славникова, Гузель Яхина, Андрей Геласимов, сценарист Олег Сироткин.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Работаем в закрытом разделе Литклуба на сайте "Русского пионера".

Общаемся в закрытой группе Фейсбука. 

В ПЕЧАТЬ!

По итогам 7-го сезона один рассказ выберут для публикации читатели "Русского пионера", проголосовав в Фейсбуке за понравившуюся работу. И один рассказ выберет редакция.

РАССКАЗЫ УЧАСТНИКОВ КЛУБА НА СТРАНИЦАХ "РУССКОГО ПИОНЕРА" (июнь, 2018)

194-199_litclub1.pdf

МЕСТО И ВРЕМЯ

Клубные встречи проходят в Библиотеке им. Жуковского по адресу: Лялин пер., 24-26, стр.2

Начало в 19 часов (продолжительность занятий 2-2,5 часа).

ДИСТАНЦИОННОЕ УЧАСТИЕ

Мы ведем запись всех занятий, поэтому в нашем Клубе можно участвовать и дистанционно. В прошлых сезонах у нас были участники из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Владивостока, Минска, Парижа, Астаны. Участники из других городов могут посмотреть видео на следующий день после встречи. И предусмотрены консультации с ведущим Клуба по скайпу. 

Если возникли какие-то вопросы, мы с радостью на них ответим по телефону 8 (964) 570 14 58 или по почте egihareva@ruspioner.ru

Сайт журнала "Русский пионер" ruspioner.ru

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше