Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Все, что вы хотели знать о литературе, но не знали зачем. Мастер-классы, практические занятия, разбор ваших текстов. Успейте присоединиться в группе всего 20 человек.
Мы рады объявить шестой набор слушателей!
Занятия в Клубе доступны не только для наших читателей из Москвы. Участвовать можно и дистанционно.
У нас за плечами пять сезонов Литклуба – сотни рассказов, эссе, заданий, обсуждений. Наши участники приходят на занятия, чтобы научиться лучше понимать литературу, попробовать свои силы в написании рассказов, узнать, а точнее, почувствовать – что же делает текст художественной литературой. Это самый важный вопрос, с которого начинается каждый новый сезон Литклуба. Как бы мастерски автор ни владел русским языком, сколько бы литературных курсов он ни закончил с отличием, сколько бы приемов, секретов и советов ни перенял у мастеров, если он не чувствует, что делает текст художественной литературой, его работы всегда будут графоманскими поделками – пусть и довольно умелыми. В них будут и яркие герои, и выписанные диалоги, и хорошо подмеченные детали. Но не будет главного – чего? Об этом мы и поговорим на наших встречах.
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Практические занятия в нашем клубе построены по принципу Литературной мастерской. Если у вас есть идея рассказа, которую вы вынашиваете уже долгое время, но не знаете, как к ней подступиться, приходите в наш Литклуб, и к концу сезона ваша идея будет реализована. Будьте готовы, что во время работы над текстом ваша идея может измениться, начать диктовать свои условия и вести к совсем другим берегам. Это самый интересный момент работы, когда текст начинает жить своей жизнью. Если идеи нет, но есть желание написать хороший текст, тоже приходите – ведь идея у вас обязательно есть, просто вы об этом еще не знаете.
ВЕДУЩИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА
Александр Кабаков − русский писатель и публицист, лауреат премии «Большая книга», Большой премии Аполлона Григорьева, обладатель приза «Проза года», Премии Ивана Бунина, финалист премии «Большая книга». Является автором таких известных произведений, как «Невозвращенец» и «Ударом на удар, или Подход Кристаповича». Первый роман был экранизирован, второе произведение легло в основу написания сценария фильма «Десять лет без права переписки». Мало кто знает о том, что в юности Александр Кабаков не думал о писательской карьере и занимался работой, далекой от публицистики. Вот лишь некоторые из его книг:
«Невозвращенец»
«Ударом на удар, или Подход Кристаповича»
«Сочинитель»
«Последний герой»
«Все поправимо» («Большая премия Аполлона Григорьева» и премия «Большая книга»)
«Московские сказки» (премия «Ивана Бунина» и приз «Проза года»)
«Беглец»
«Аксёнов» (в соавторстве с Евгением Поповым)
«Старик и ангел»
Андрей Геласимов – преподаватель Литературного института им. Горького, писатель, сценарист, лауреат литературной премии «Национальный бестселлер» (за книгу «Степные боги»). Роман «Холод» был включен в лонг-листы литературных премий «Большая книга», «Ясная Поляна», «Русский Букер». За этот роман Андрей Геласимов был номинирован журналом «GQ» на премию «Человек года» в категории «Писатель года», а также стал лауреатом премии журнала «Октябрь». Такие произведения, как «Жажда», «Дом на Озерной», «Год обмана» были экранизированы. Фильм «Жажда» участвовал в многочисленных международных кинофестивалях, получив множество призов, среди которых несколько Гран-при, призы за лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшие актерские работы.
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ПРОШЛЫХ СЕЗОНОВ
Единственно верное слово на своём месте так создаётся настоящий текст. 100 советов по написанию бестселлера это не о нашем Литклубе. Интонирование у Пушкина, второй план у Бунина, сюжетная линия и описание главного героя у Толстого темы наших занятий, обсуждений и, порой, жарких споров. Вопрос «зачем учиться у великих, если до них невозможно дотянуться» с каждой встречей теряет свою актуальность. Мы же изучаем математику по доказанным теоремам, географию по сделанным открытиям. Так и в литературе – художественность текста открывается на лучших примерах.
Отдельная благодарность за выбор приглашённых писателей (Г. Яхина, А. Геласимов, О. Сироткин). К концу занятий весь тяжкий груз идеальных художественных примеров, интересных встреч с современниками и собственных разочарований позволяет написать что-то, может быть, не слишком художественное, но точно более качественное, чем предыдущие опусы. И главное любое литературное произведение теперь раскрывается, как вино после курсов сомелье: мы чувствуем оттенки, интонации и наконец-то видим «слово».
Никита Савин (его рассказ был опубликован в июньском номере "Русского пионера")
Можете не писать – не пишите. Если не писать не получается – приходите в Литклуб. Александр Абрамович Кабаков расскажет, чего вы стоите на самом деле. Вы расстроитесь. Но начнёте думать и работать. Может быть, даже что-то получится. Единственная правильная школа писателя.
Екатерина Минина (ее рассказ был опубликован в июньском номере "Русского пионера")
С детства хотела в литературу. Курсы, обещающие научить писать бестселлеры за 3 недели («или мы вернем вам деньги!»), я отмела сразу. Хотелось интеллектуальной нагрузки, не похожей на то, что я делаю в повседневной жизни: начать писать не посты для фейсбука, не письма или иронические заметки на полях, а грамотные тексты. Литературный клуб Русского пионера правильное место для тех, кто не боится критики, сложных размышлений о фабуле в русской литературе и некоторой отрешенности от современного информационного шквала. Рекомендую тем, кто не планирует разбогатеть на бестселлерах, но хочет переосмыслить свое призвание.
Дарья Обреимова (ее рассказ был опубликован в октябрьском номере "Русского пионера" в 2017 году)
Пятый сезон был очень необычный и плодотворный. Мы писали рассказ от начала и до конца. Поэтапно разрабатывая героев, персонажей, фон и конфликт, мы двигались к развязке сюжета. Для меня это была напряженная работа, которая не отпускала мысль ни на минуту в течение трех месяцев. Интересно было наблюдать, как некоторые произведения укреплялись и выстраивались, но были и те, которые потеряли шарм и смысл. Безусловно, это лучший сезон из всех, в которых я принимала участие (3-5 сезоны).
ПРОГРАММА 6-го сезона
3 июля – Клубная встреча с А. Кабаковым. Знакомство. Лекция «Из чего делают литературу?»
10 июля – Клубная встреча с А. Кабаковым. Обсуждение заявок (идея, фабула, сюжет будущих рассказов). Лекция «Настроение и стилистика». Поэт знал, чего он добьется: "над вымыслом слезами обольюсь". Как научиться создавать такой вымысел, над которым мы сами будем обливаться слезами или хохотать? Настоящий прозаический текст отличается от докладной записки тем, что не только смысл и значение слов, но и звучание их, рисунок букв, взаимодействие влияют на читателя. Как пользоваться этим звучанием и рисунком – поговорим на клубной встрече.
17 июля – Приглашенный писатель.
24 июля – Клубная встреча с А. Кабаковым. Обсуждение текстов участников. Лекция «Оригинальность и традиция; новаторство и эксперимент». Если ваш текст не оригинален зачем он нужен? Не стоило писать. Но если он не опирается на традицию, то нельзя заметить и его оригинальность. Новаторство и эксперимент это воплощение именно оригинальности и традиции в реальном сочинении.
7 августа – Приглашенный писатель.
14 августа – Клубная встреча с А. Кабаковым. Обсуждение текстов участников. Разговор о художественности текста. Главный вопрос, в который упираются все попытки научиться писать, – что же делает текст художественной литературой? Без понимания, чувствования такой субстанции, как художественность, все остальные умения (создание героя, диалоги, описания) не позволят автору выйти за рамки банального графоманства.
21 августа – Клубная встреча с А. Геласимовым. «Экспозиция текста жанр, герой, основная тема». Поговорим о том, каким образом экспонируются эти элементы на старте произведения. Проще говоря как начать?
28 августа – Приглашенный писатель.
4 сентября – Клубная встреча с А. Геласимовым. Обсуждение практического задания. Подведение итогов.
БОНУС. Всем новым участникам мы покажем пять видеоуроков, которые помогут приступить к программе 6-го сезона (запись лекций Александра Кабакова).
1-ый урок – ИДЕЯ, ФАБУЛА, СЮЖЕТ
Прежде, чем предложить читателю очередное сочинение, писатель должен удостовериться, что ему известны ответы на первые три вопроса литературы. Что такое идея, фабула и сюжет. Если бы каждый автор ответил для себя на эти вопросы, тысячи графоманских текстов просто не появились бы на свет. Он бы взял паузу и задал себе главный вопрос – зачем я собираюсь сейчас это написать?
2-ой урок – ГЕРОИ и ПЕРСОНАЖИ
Если есть идея, намечены фабула и сюжет, то нужны герои, которые будут двигать нашу историю вперед, и нужны рядовые жители текста — персонажи. С героями не поспоришь — очень часто они начинают жить своей жизнью. Другое дело персонажи — это более или менее предсказуемые и управляемые обитатели писательской фантазии. Познакомимся и с первыми, и со вторыми, и научимся с ними обращаться.
3-ий урок — АВТОРСКИЕ ОПИСАНИЯ. МОНОЛОГИ и ДИАЛОГИ
Создавая этот самоучитель изготовления рассказов, мы согласились, что главный исходный материал этой продукции — идея, фабула и сюжет. Вот мы придумали героев и персонажей, оснастили их характерами и даже психологией, внушили им идеи – наши, конечно, других у нас нет. А дальше что? Рассадили их по стульям и ждем, что будет, откуда возьмется художественное произведение? Если все они называются действующими лицами, они должны совершать действия. Вопрос в том, каким именно образом можно сложить слова, чтобы из них получились действия?
4-ый урок - ФОН
Все же чего-то не хватает для настоящего литературного произведения. Наши герои, не говоря уж о персонажах, размещаются где-то в безвоздушном пространстве, в дальнем космосе, но и об этом ничего не сказано прямо. Они живут нигде. А нигде человек – включая литературного героя и персонажа – жить не может. Ведь литература – это не описание нашего мира и населяющих его людей, а самостоятельный, отдельный мир, параллельный тому, где мы сегодня проснулись. Вот и вывод, если угодно: чтобы текст ожил, кроме героев и персонажей нужен фон. И неплохо, чтобы в этом фоне были детали, вызывающие к этому фону доверие.
5-ый урок - КОНФЛИКТ
Идея произведения не может быть изложена прямо и односложно – это получится не литературное произведение, а служебная записка. В литературе идея вырастает внутри текста, как вырастает трава в прополотом розарии – в спорах и склоках героев и других действующих лиц, в осмысленных авторских описаниях. И, даже страшно сказать – в литературном произведении может проклюнуться не одна, а две или три идеи…
МАСТЕР-КЛАССЫ ПРИГЛАШЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
В каждом сезоне мы приглашаем нескольких писателей с мастер-классами. У нас были Дмитрий Быков, Алексей Варламов, Владислав Отрошенко, Евгений Попов, Людмила Сараскина, Александр Снегирев, Петр Алешковский, Ольга Славникова, Гузель Яхина.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Работаем в закрытом разделе Литклуба на сайте "Русского пионера".
Общаемся в закрытой группе Фейсбука.
В ПЕЧАТЬ!
По итогам 6-го сезона один рассказ выберут для публикации читатели "Русского пионера", проголосовав в Фейсбуке за понравившуюся работу. И один рассказ выберет редакция.
РАССКАЗЫ УЧАСТНИКОВ КЛУБА НА СТРАНИЦАХ "РУССКОГО ПИОНЕРА" (июнь, 2018)
МЕСТО И ВРЕМЯ
Клубные встречи проходят в Библиотеке им. Жуковского по адресу: Лялин пер., 24-26, стр.2
Начало в 19 часов (продолжительность занятий 2-2,5 часа).
ДИСТАНЦИОННОЕ УЧАСТИЕ
Мы ведем запись всех занятий, поэтому в нашем Клубе можно участвовать и дистанционно. В прошлых сезонах у нас были участники из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Владивостока, Минска, Парижа, Астаны. Участники из других городов могут посмотреть видео на следующий день после встречи. И предусмотрены консультации с ведущим Клуба по скайпу.
Если возникли какие-то вопросы, мы с радостью на них ответим по телефону 8 (964) 570 14 58 или по почте egihareva@ruspioner.ru
Сайт журнала "Русский пионер" ruspioner.ru