Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Все, что вы хотели узнать о литературе, но не знали зачем. Авторский курс писателя Александра Кабакова по написанию рассказа, за который вам не будет стыдно.
Мы рады объявить пятый набор слушателей!
Занятия в Клубе доступны не только для наших читателей из Москвы. Участвовать можно и дистанционно.
У нас за плечами четыре сезона Литклуба – сотни рассказов, эссе, заданий, обсуждений. Наши участники приходят на занятия, чтобы научиться лучше понимать литературу, попробовать свои силы в написании рассказов, узнать, а точнее, почувствовать – что же делает текст художественной литературой. За эти несколько лет, что существует Литературный клуб журнала «Русский пионер», мы поняли одну вещь: никто не любит редактировать свои тексты. Откуда только появился этот миф, что можно сразу, без черновика, написать хороший рассказ, не исправив в нем ни слова. Ведь самая главная работа начинается тогда, когда автор поставил точку в последнем предложении. Без редактуры, осмысленного переписывания и критической оценки своего текста написать хороший рассказ начинающему автору практически невозможно. Это первое. И второе – мы поняли, что многие хотели бы получить некий универсальный алгоритм написания рассказа – с чего начать и как продолжить?
Ведущий Литературного клуба журнала «Русский пионер» — писатель Александр Кабаков.
Александр Кабаков − русский писатель и публицист, лауреат премии «Большая книга», Большой премии Аполлона Григорьева, обладатель приза «Проза года», Премии Ивана Бунина, финалист премии «Большая книга». Является автором таких известных произведений, как «Невозвращенец» и «Ударом на удар, или Подход Кристаповича». Первый роман был экранизирован, второе произведение легло в основу написания сценария фильма «Десять лет без права переписки». Мало кто знает о том, что в юности Александр Кабаков не думал о писательской карьере и занимался работой, далекой от публицистики. Вот лишь некоторые из его книг:
«Невозвращенец»
«Ударом на удар, или Подход Кристаповича»
«Сочинитель»
«Последний герой»
«Все поправимо» («Большая премия Аполлона Григорьева» и премия «Большая книга»)
«Московские сказки» (премия «Ивана Бунина» и приз «Проза года»)
«Беглец»
«Аксёнов» (в соавторстве с Евгением Поповым)
«Старик и ангел»
ПРОГРАММА КЛУБА
На основе опыта предыдущих сезонов мы создали пошаговую программу, которая поможет написать текст, у которого есть все шансы стать настоящим рассказом. Мы оставим в стороне такую составляющую писательского успеха, как талант – его распределяют более высокие инстанции, и в этом нет ни справедливости, ни даже простой логики. Мы поговорим о более важных вещах.
1-ый ШАГ – ИДЕЯ, ФАБУЛА, СЮЖЕТ
Прежде, чем предложить читателю очередное сочинение, писатель должен удостовериться, что ему известны ответы на первые три вопроса литературы. Что такое идея, фабула и сюжет. Если бы каждый автор ответил для себя на эти вопросы, тысячи графоманских текстов просто не появились бы на свет. Он бы взял паузу и задал себе главный вопрос – зачем я собираюсь сейчас это написать?
2-ой ШАГ – ГЕРОИ и ПЕРСОНАЖИ
Если есть идея, намечены фабула и сюжет, то нужны герои, которые будут двигать нашу историю вперед, и нужны рядовые жители текста персонажи. С героями не поспоришь очень часто они начинают жить своей жизнью. Другое дело персонажи это более или менее предсказуемые и управляемые обитатели писательской фантазии. Познакомимся и с первыми, и со вторыми, и научимся с ними обращаться.
3-ий ШАГ АВТОРСКИЕ ОПИСАНИЯ. МОНОЛОГИ и ДИАЛОГИ
Создавая этот самоучитель изготовления рассказов, мы согласились, что главный исходный материал этой продукции идея, фабула и сюжет. Вот мы придумали героев и персонажей, оснастили их характерами и даже психологией, внушили им идеи – наши, конечно, других у нас нет. А дальше что? Рассадили их по стульям и ждем, что будет, откуда возьмется художественное произведение? Если все они называются действующими лицами, они должны совершать действия. Вопрос в том, каким именно образом можно сложить слова, чтобы из них получились действия? Об этом и поговорим на 3-ом занятии.
4-ый ШАГ. ФОН
Все же чего-то не хватает для настоящего литературного произведения. Наши герои, не говоря уж о персонажах, размещаются где-то в безвоздушном пространстве, в дальнем космосе, но и об этом ничего не сказано прямо. Они живут нигде. А нигде человек – включая литературного героя и персонажа – жить не может. Ведь литература – это не описание нашего мира и населяющих его людей, а самостоятельный, отдельный мир, параллельный тому, где мы сегодня проснулись. Вот и вывод, если угодно: чтобы текст ожил, кроме героев и персонажей нужен фон. И неплохо, чтобы в этом фоне были детали, вызывающие к этому фону доверие.
5-ый ШАГ. КОНФЛИКТ
Идея произведения не может быть изложена прямо и односложно – это получится не литературное произведение, а служебная записка. В литературе идея вырастает внутри текста, как вырастает трава в прополотом розарии – в спорах и склоках героев и других действующих лиц, в осмысленных авторских описаниях. И, даже страшно сказать – в литературном произведении может проклюнуться не одна, а две или три идеи…
6-ой ШАГ. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ ТЕКСТА
Итак. Все на месте – люди и обстоятельства, идея и сюжет. Герой мучительно борется с окружающей жизнью и с самим собой. В тексте то и дело попадаются выразительные метафоры и тонкие наблюдения. Что ж, все прекрасно? И ваше сочинение отличается от «Войны и мира» только объемом и французскими фрагментами? Увы, нет. Вот теперь, под конец, пришло время сказать самое главное: никакие законы не описывают литературу исчерпывающе. Тем более – хорошую литературу. Чтобы писать, надо знать правила, по которым она делается. Чтобы писать хорошо, надо нарушать все правила. О том, как это делать, и поговорим на финальном занятии.
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
На протяжении всего курса участники Литклуба пишут один рассказ, двигаясь шаг за шагом – от обсуждения идеи и сюжета к героям, от героев к диалогам и авторским описаниям, создают фон, развивают конфликт и мучительно думают о художественности текста. Рассказ будет создаваться «по кирпичикам»: каждое занятие мы будем обсуждать то, что уже написано, как автор продвинулся в работе за последнюю неделю и что собирается делать дальше. Возможно, когда уже будет написана половина текста, придется переписать начало. Не исключено, что в процессе вы поймете, что нужно заменить героя или ввести нового персонажа – произойти может все что угодно. Это живой творческий процесс.
Мы не устанавливаем минимальный или максимальный размер текста – у кого-то рассказ будет 10 страниц, у кого-то 30. Каждый решает сам.
Плюс мы будем выполнять небольшие практические задания на самих уроках.
Работаем в закрытом разделе Литклуба на сайте "Русского пионера".
Общаемся в закрытой группе Фейсбука.
МАСТЕР-КЛАССЫ ПРИГЛАШЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
У нас есть постоянный ведущий — Александр Кабаков. И в каждом сезоне мы приглашаем еще нескольких писателей с мастер-классами. У нас были Павел Басинский, Дмитрий Быков, Алексей Варламов, Владислав Отрошенко, Евгений Попов, Людмила Сараскина, Александр Снегирев, Петр Алешковский, Ольга Славникова. В этом сезоне ждем в гости Гузель Яхину (автора романа "Зулейха открывает глаза", победителя литературных премий "Большая книга" и "Ясная поляна"), Андрея Геласимова (автора романов "Степные боги", "Дом на Озёрной", "Роза ветров", лауреата премии "Национальный бестселлер"). О третьем госте мы сообщим чуть позже.
В ПЕЧАТЬ!
По итогам 5-го сезона один рассказ выберут для публикации читатели "Русского пионера", проголосовав в Фейсбуке за понравившуюся работу. И один рассказ выберет редакция.
РАССКАЗЫ УЧАСТНИКОВ КЛУБА НА СТРАНИЦАХ "РУССКОГО ПИОНЕРА" (март, 2016)
МЕСТО И ВРЕМЯ
Клубные встречи проходят в Библиотеке им. Добролюбова по адресу: Смоленская пл., 13/21.
Начало в 19 часов (продолжительность занятий 2-2,5 часа).
РАСПИСАНИЕ
20 февраля (вт) Клубная встреча (тема: ИДЕЯ, ФАБУЛА, СЮЖЕТ).
27 февраля (вт) Клубная встреча (тема: ГЕРОИ и ПЕРСОНАЖИ).
6 марта (вт) Встреча с приглашенным писателем Андреем Геласимовым.
13 марта (вт) Клубная встреча (тема: АВТОРСКИЕ ОПИСАНИЯ. МОНОЛОГИ и ДИАЛОГИ).
20 марта (вт) Встреча с приглашенным писателем Гузель Яхиной.
4 апреля (ср) Клубная встреча (тема: ФОН).
10 апреля (вт) Клубная встреча (тема: КОНФЛИКТ).
17 апреля (вт) Встреча с приглашенным писателем.
24 апреля (вт) Клубная встреча (тема: ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ ТЕКСТА). Подведение итогов.
ДИСТАНЦИОННОЕ УЧАСТИЕ
Мы ведем запись всех занятий, поэтому в нашем Клубе можно участвовать и дистанционно. В прошлых сезонах у нас были участники из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Владивостока, Минска, Парижа, Астаны. Участники из других городов могут посмотреть видео на следующий день после встречи. И предусмотрены консультации с ведущим Клуба по скайпу - один раз в месяц. Александр Кабаков проводет он-лайн семинары только для участников из других городов.
Если возникли какие-то вопросы, мы с радостью на них ответим по телефону 8 (964) 570 14 58 или по почте egihareva@ruspioner.ru
Сайт журнала "Русский пионер" ruspioner.ru